День Аграфены Купальницы 6 июля 2023: чего нельзя делать, как с пользой провести

Календарь

Народный праздник — День Аграфены Купальницы отмечают 6 июля (23 июня по старому стилю). С ним связано много примет и обычаев. Чего нельзя делать в этот день, а что велят традиции предков? Как провести праздник с пользой?

Праздник 6 июля 2023 в церковном календаре

Православная церковь в этот день вспоминает Святую мученицу Агриппину Римскую. Она жила в третьем веке, не пожелала вступать в брак, всецело посвятив свою жизнь Господу.

Во время гонения на христиан при императоре Валериане (253 — 259) Агриппина предстала перед судом, но мужественно исповедала свою веру во Христа, за что была предана мучениям. От перенесенных страданий Агриппина скончалась и от ее гроба совершались многочисленные исцеления.

День 6 июля 2023 в народном календаре

На Руси день памяти Святой мученицы Агриппины стал прологом к Купальским торжествам. Ведь вечер этого дня плавно переходил в знаменитую Ночь на Ивана Купалу. А святую мученицу Агриппину в народе назвали Аграфена Купальница.

«Этот и следующий («Ивана Купалы») дни окружены в народном представлении тесными рядами поверий, обычаев и обрядов, вызывающих в памяти народа древнеязыческие «купальские» празднества», — пишет поэт и этнограф Аполлон Коринфский в книге «Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа».

Многие традиции этого дня живы и сегодня, а другие – уже забыты.

Народные традиции праздника

Этот день входил в число трех важных весенне-летних праздников — Семик, Троица и Купальница. В старинной песне так и поется:

Реклама

«Как у нас в году три праздника,
Первый праздник — Семик честной,
Другой праздник — Троицын день,
А третий праздник – Купальница».

А вот еще:

«Семик, Семик, Троица,
Пресвятая мать Купальница,
Ты на чем приехала?»
— «На овсяном зерночке,
На оржаном колосе!»

В день Аграфены Купальницы 6 июля (23 июня по старому стилю) наши предки на Руси непременно исполняли целый ряд дел.

Купание в реке или бане

В этот день считалось важным обязательно искупаться. Считалось, что до этого дня нельзя было купаться в водоемах, а теперь начинался пляжный сезон.

«На Аграфену Купальнику старики закупываются», — говорили на Руси.

«На Руси исстари велось париться в сей день, утреннею порою в банях, а днем купаться в реках или прудах», — пишет Иван Петрович Сахаров в книге «Сказания русского народа».

В Энциклопедии обрядов и обычаев (составители: Брудная Л. И.Гуревич З. М. Дмитриева О. Л.) об этом обычае говорится следующее:

«Парились утренней порой. Считалось, что Аграфена-Купальница блюдет здоровье и телесную чистоту. Больных стариков и хворых вносили в баню на крапиве и парили целебными травами. Матери носили детей умываться к родникам и бросали в источник медные деньги, а с полдня начиналось купанье в реках, которое продолжалось до позднего вечера…»

В банях пол устилали зеленью из богородицкой травы, папоротника, Ивана-да-Марьи, ромашки, лютика, полыни и пахучей мяты.

Ребенок купается в тазу

Заготовка материала для банных веников

В этот день также отправлялись в лес заготавливать веники на целый год.

«Сломленные в этот день, они считались чудодейственными, только в них непременно должно быть по ветке от березы, ольхи, рябины, черемухи, смородины, ивы, липы и по разному цветку», — говорится в Энциклопедии обрядов и обычаев (Составители: Брудная Л. И.Гуревич З. М. Дмитриева О. Л.).

Сбор целебных трав

«День Аграфены-купальщицы посвящается собиранию трав, имеющих — по народной лекарской науке — целебную силу. Из собираемых в канун Купалы травяных зелий пользуются особенным уважением «купаленка» (желтоголов) и цветок «Иван-да-Марья». Так пишет поэт и этнограф Аполлон Коринфский в книге «Народная Русь: Круглый год сказаний».

Фото: Министерство культуры Московской области

Иван Петрович Сахаров в книге «Сказания русского народа» пишет, что поселяне купальницею называют особенную траву, известную под именем: кошечьей дремы (trollius europaeus). Другие это имя относят к лютику (ranun culus). Этой траве приписывают разные целебные действия. На Ваге и в Вологодской губернии собирают утром траву купальницу, когда она бывает еще в росе, и сохраняют в склянках для лечения.

«Поселяне Рязанской губернии этот день называют: лютые коренья. Смышленые старые люди, моясь и бане, парились лютыми кореньями в надежде помолодеть. В степных селениях вместо соломы набрасывали и печь жгучей крапивы и на ней паривались. Все это делалось для исцеления болезней», — говорит Иван Петрович Сахаров в книге «Сказания русского народа».

Ко дню Аграфены — лютые травы и коренья в соку (по В. Далю — несколько видов ядовитых растений носят это название — лютик: борец, царь-зелье, прострел, лютый-цвет, лютик, горчица, горькуха… черно-зелье и т. д.). Так говорится в Энциклопедии обрядов и обычаев (Составители: Брудная Л. И.Гуревич З. М. Дмитриева О. Л.).

Прыжки через целебные травы

Чтобы предохранить себя от порчи и бед и избавиться от несчастий на будущее, бабы подрезали шиповник, рвали крапиву, чертополох и складывали большую кучу посреди деревни. Заставляли сперва прыгать через нее детишек, а после прогоняли скотину. Так говорится в Энциклопедии обрядов и обычаев (Составители: Брудная Л. И.Гуревич З. М. Дмитриева О. Л.).

Приготовление купальницкой каши

По выходе из бани садились за стол завтракать, где заранее на стол ставилась особая постная каша.

«Купальницкая обетная каша отправлялась с разными обрядами», — рассказывает Иван Петрович Сахаров в книге «Сказания русского народа».

Поселяне Нерехотского уезда предоставляли это дело красным девицам. Там они собирались к одной из своих подруг с вечера: толкли в ступе ячмень. Рано утром варили из этого ячменя кашу, которую съедали во время полудень, с маслом. После полудника вывозили из сарая передовой станок от телеги на улицу. Одни из них садились на ось, другие, схватясь за оглобли, возили их по селению с песнями, потом выезжали на поле, где, по появлении вечерней росы, умывались для здоровья.

В степных селениях обетную кашу варили пожилые женщины. Из разных семейств сносилась крупа, оставляемая для сего обряда от первого рушения. На эту кашу сзывались почетные старики и старушки после банного мытья.

Березы

В селениях Тульской губернии в старину известна была еще мирская каша. Зажиточные семейства варивали эту кашу для нищей братии. Увечные, бесприютные люди заранее приглашались в баню и после угощаемы были мирскою кашею. Многие семейства считали это дело за необходимую обязанность в жизни.

Усердные и сострадательные люди сами нашивали эту кашу по домам к бедным больным и по тюремным заведениям к колодникам.  Все это делалось по обещанию, в память какого-нибудь избавления от бед или болезней.

Чего нельзя делать 6 июля в День Аграфены Купальницы

Праздник Аграфены Купальницы выпадает на Петровский пост, который длится до 12 июля – Дня Петра и Павла.

А значит в этот период православным христианам желательно сократить посещения развлекательных мероприятий, отказаться от чрезмерного употребления алкоголя.

В 2023 году 6 июля выпадает на четверг, разрешается рыба. А мясомолочные и некоторые другие продукты, тем кто постится, конечно, запрещены.

Не рекомендуется употреблять:

  • Все виды мяса (свинина, говядина, курица и другие);
  • Яйца и продукты, их содержащие;
  • Все молочные продукты (сыры, йогурты, творог и так далее);
  • Рыба (разрешается лишь в определенные дни);
  • Выпечка, конфеты и все жирные сладости.

Следует воздерживается от злых помыслов, дел и слов.

Владимир Даль о Дне Аграфены Купальницы

Народные обряды на День Аграфены Купальницы резюмировал Владимир Иванович Даль в своем «Месяцеслове» — народном календаре, в котором означены дни всего года с приметами, обычаями, обрядами каждого месяца:

  • Аграфены купальницы: начало купанья; закупываются.
  • Лютые коренья.
  • Травы в соку; сбор лечебных кореньев.
  • Накануне (и в ночь) Ивана Купалы собирают лечебные и знахарские коренья и травы.
  • Обетная каша, складчиной.
  • На Аграфену гречиха мала — овсу порост.
  • Моются и парятся в банях; общее купанье с песнями и пр.

Стих про убогую вдовицу Купальницу

Старинный стих про убогую вдовицу Купальницу приводит в своей книге «Сказания русского народа» Иван Петрович Сахаров.

«Как во старом городе, во Киеве, как у богатого князя-боярина, у Неупокоя Мироновича жида во сиротстве убогая вдовица Купальница. Как у того ли у князя боярина, у Неупокоя Мироновича, было всякого богачества на все доли убогие. Золотой казной оделял он, князь-боярин, храмы божий, чистым серебром питал убогое сиротство. К его ли столам белодубовым, к его ли скатертям браным сходились калики перехожие со всех сторон. Всего было у князя-боярина вдоволь, одного только не было — желанного детища.

Скорбит князь-боярин о своей беде, не знает, не ведает в своем гореваньице ни малой утехи. А и во той скорби дожил он и до старости. Во едину нощь видит он, князь-боярин, чудный сон: а кабы за городом за Киевом, подалей перевесища, лежит никем не знаема убогая вдовица во хворости и болести. А и тут ему, князю-боярину, послышался голос неведомый: возьми ты, князь-боярин, тую убогую вдовицу к себе во двор, пои и корми до исхода души. А и за то тебе будет во грехах отрада.

Девушки отмечают праздник Купала
globalinfo.ua

Просыпается князь-боярин на утренней заре, выходит за Киев-град, ко тому ли перевесищу, и видит он туто наяву убогую вдовицу во хворости и болести. И спрошает князь-боярин ту убогую вдовицу: «А и скажи ты по правде и по истине, откуда родом ты, да и как тебя величать по имени и по изотчеству?» И молвит ему убогая вдовица: «Родом, де, я из Новагорода, а и зовут, де, меня Купальницей; а опричь того за старостию, де, своего роду и племени не помню».

И нудил он, князь-боярин, тую убогую вдовицу на житье к себе во двор, а сам возговорит: «А и буду те поить, кормить до исхода души». И в отповедь молвит ему та убогая вдовица: «Спасибо те, князь-боярин дорогой, на ласковом слове, на великом жалованье. А созови ты наперед того нищую братию, всех калик перехожиих, да напой и накорми сытой медовой, кашей грешневой».

Купала
Фото: vecherniy.kharkov.ua

Идет боярин к себе во двор, опосылает своих верных слуг по всем дорогам и перепутьицам кликать клич на нищую братию, калик перехожиих. Сходилася нищая братия, все калики перехожие ко князю-боярину на широк двор. А и тут к нему опослей всех приходила убогая вдовица Купальница, а садилась с нищей братией за столы белодубовые, за скатерти браные. И выходил туто к ним князь-боярин дорогой, бил челом всей нищей братии, каликам перехожиим, поил, кормил их сытой медовой, кашей грешневой.

Со той поры поселилась у князя-боярина во дворе убогая вдовица Купальница; с той поры строил он кормы ежегод про всю нищую братию, про всех калик перехожиих; а на тех кормах была сыта медовая да каша грешневая. И жила та убогая вдова Купальница у князя-боярина во дворе до исхода души».

Реклама