День Георгия Победоносца 6 мая 2023: чего нельзя делать, а что можно

Календарь

В 2023 году 6 мая отмечается важный церковный и одновременно народный праздник – День Георгия Победоносца (весенний) или Егорьев день. Каковы традиции празднования этой даты, чего нельзя делать 6 мая, а что можно? Вспомним приметы и обычаи, связанные с этим днем.

6 мая 2023 в церковном календаре праздников

6-го мая (23 апреля по старому стилю) православная церковь вспоминает Великомученика Георгия Победоносца.

При жизни Георгий был римским военачальником, но отказался преследовать христиан, за что был подвергнут мучительным пыткам и казнен. А уже после гибели Георгия произошло чудо. Согласно преданию, он в виде светлого юноши на белом коне убил Змея, который терроризировал жителей одной из деревушек, неподалеку от Бейрута.

В народе день 6 мая (23 апреля по ст. ст.) имеет много названий — и Егорьев день, и Юрий Зелёный, и Егорий Вешний, и Юрьев день… Учитывая такое количество имен, можно без сомнения сказать, что этот праздник имел очень большое значение в жизни наших предков.

Почему День Георгия Победоносца так важен на Руси?

В русской народной традиции Георгий Победоносец считался одним из главных святых, его называли Егорий Храбрый. Не случайно в народном календаре есть как минимум два праздник, посвященных Георгию Победоносцу: 6 мая/23 апреля ст.ст. (Егорий Вешний) и 9 декабря/26 ноября ст.ст. (Егорий Осенний).

В деревнях Верхнего Поволжья день памяти св. Георгия считался вторым по значимости после главного христианского праздника – Пасхи, пишет И. И. Шангина в книге «Русские праздники: от святок до святок».

Реклама

В народном сознании образ христианского святого слился с образом языческого солнечного бога. Его представляли могучим богатырем, который обладает сверхъестественной силой, направленной на защиту русского народа от врага, и огромной властью над природой.

Народные традиции Егория Вешнего 6 мая

Этот праздник, более чем любой другой, претендует на настоящее начало весны. В Белоруссии крестьяне считали, что именно с Юрия начинает куковать кукушка.

цветущее дерево
Фото: pixabay.com

В канун Егорьева дня высаживали на гряды лук, а про капусту говорили: «Сей рассаду на Егория, будет капусты доволье, щей вдоволь».

«Открывание» Земли

Св. Георгий был олицетворением созидающих сил природы. «Егорий на порог весну приволок», «Не бывать весне на Святой Руси без Егория», говорили на Руси. Считалось, что он «открывал» землю: «Господь Бог благословляет землю и открывает ее на сеяние». Считалось, что св. Георгий в этот день объезжает стадо на белом коне, беря его под свое покровительство.

Выход на поля

Пробуждение природы влекло за собой возобновление земледельческих работ, которое фактически во всех русских деревнях начиналось сразу же после Егорьева дня: «Егорий начинает полевые работы», «На Егорья выезжает и ленивая сошка», – говорили русские.

В Егорьев день крестьяне в Белоруссии выходили с песнями и жертвенными блюдами осматривать свои покрывшиеся зелёными (озимыми) всходами поля.

Первый выпас скота

С днем Егория Вешнего связывался, как правило, и первый выпас скота (селяне запасали на зиму сено так, чтобы обязательно хватало до этой даты).

Причем Аполлон Коринфский в книге «Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа» говорит, что с весеннего Егорьева-Юрьева дня советовалось «запасать» (то есть выгонять на пастьбу) только коров, а вот кони должны были ждать выпаса до праздника Николы Вешнего.

По вятскому поверью, у хозяина, не выгнавшего скот в Егорьев день, «кукушка окукует скотину» и та летом не будет ходить домой. В Смоленской губернии считали, что корову, оставленную в Егорьев день в хлеву, невозможно будет «приговорить к стаду». В Тверской губернии верили, что такую корову может задрать медведь, насланный лешим, пишет И. И. Шангина в книге «Русские праздники: от святок до святок».

Обряды и обычаи весеннего Юрьего дня

Часть обрядов на Егорьев день была связана с земледелием.

Обход полей и катание по всходам

В Пензенской губернии молодежь выбирала из своей среды парня, который должен был изображать св. Георгия. В руки этому парню давали зажженный факел, украшали его первой зеленью, если она к этому времени уже появлялась, а на голову клали круглый пирог. Процессия, возглавляемая «Юрием», трижды обходила озимые поля. Затем все собирались на меже, разводили костер, съедали пирог и после этого обращались к св. Георгию с просьбой: «Юрий, вставай рано, Отмыкай землю, Выпускай росу На теплое лето…»

В Смоленской губернии в Егорьев день женщины обнаженными валялись по земле, приговаривая: «Как мы катаемся по полю, так пусть и хлеб растет в трубку», пишет Шангина И. И. в книге «Русские праздники: от святок до святок».

Саврасов Сельский вид
А. К. Саврасов Сельский вид (1867г.)

В Тверской губернии в этот день по полю катали священника или после молебна на полях все присутствовавшие катались по озими в надежде на хороший рост хлебов.

В Белорусии крестьяне выходили в поле с испеченным накануне, завернутым в скатерть караваем — воплощением прошлогоднего урожая. С этим хлебом обходили поля, клали его в зеленеющие озимые всходы, и когда каравай прятался во ржи, говорили, что в текущем году оно вырастет удачное. На поле угощались, пели юровские песни…

Еще в поле выносили кости, которые оставались от пасхального стола, и закапывали по концам участка. В надежде защитить посевы от града в землю на поле втыкали освященную вербочку.

Святой Георгий — защитник скота

Важной ответственностью, которой народ наделил святого Юрия, было покровительство домашнего скота и хозяйства. Одновременно Егория называли и владыкой волков. В народе представляли, что он едет на белом коне и замыкает пасти диким зверям, после чего те меньше нападают на скотину. Георгию молились о сохранении скота.

Особенно характерны для Егорьева дня обрядовые действия, направленные на защиту домашних животных. Во многих деревнях перед иконой св. Георгия, вывешенной при входе в хлев, женщины читали молитвы, в которых просили святого защитить «скот, милый живот».

В Верхнем Поволжье ранним утром небольшие группы молодых мужчин и женщин обходили поля, оставляя там крестики из прутьев, а потом шли в деревню, останавливаясь около каждого дома. Специальной «егорьевской» песней они вызывали на крыльцо хозяина и хозяйку, пели заклинания, чтобы Георгий спас скотину, получали взамен выкрашенные в желто-зеленый цвет яйца.

Первый выпас скота на Егория Вешнего

В этот день пастухи совершали обходы первый раз выпушенных на пастбище коров и овец. Пастух брал с собой «магические» предметы (иконку с изображением св. Георгия, веточку вербы, освященную в церкви, горбушку хлеба, восковой шарик с закатанными в него шерстинками коров из стада, замок и др.) и трижды обходил стадо, читая специальный заговор на защиту скота от волков, воров, змей и колдунов.

После того как стадо было отдано под покровительство пастуха и св. Георгия, в деревне начиналось гулянье взрослых мужчин и женщин, сопровождавшееся пением песен, плясками, коллективной трапезой. Пастухов окатывали водой, чтобы «во все лето не спали», а по другому мнению «на здоровье», а затем пастухи праздновали Егория до самого утра, получив от владельцев скота пиво, яйца, пироги.

коровы
Фото: unsplash.com

Устраивалось и семейное пиршество, на котором съедался первенец из стада, говорится в Энциклопедии обрядов и обычаев (Составители: Брудная Л. И.Гуревич З. М. Дмитриева О. Л.).

Аполлон Коринфский пишет: «Под Юрьев день старые, сведущие в преданиях суеверной старины люди строго-настрого заказывают молодым что-либо работать из шерсти. «Кто берет под Юрья шерсть в руки, у того волки овец перережут!» — приговаривают они».

Как проводили первый выгон скота на луга

В Белоруссии был известен такой обряд.

Перед тем как первый раз выгнать скот в поле, хозяин трижды обходил своих животных с зажженной Сретенской свечой и опрыскивал ее святой водою. Животное окуривали горящими купальскими травами, которые хранились в каждом доме. Выгоняли скотину из сарая, постегивая освященными на Вербное воскресенье ветками, затем вербу втыкали в сарае от злых духов.

На пороге сарая перед животным клали различные символические предметы:

  • куриное яйцо — якобы затем, чтобы заткнуть им волку пасть и чтобы коровы были круглые и полные, а когда яйцо оставалось целое после прохода животного, надеялись, что и животное в этом году будет целое;
  • запертый замок под ногами должен был выступать как защитное средство от волков («пусть так замкнется его пасть на все лето»);
  • «ниты» от ручного ткацкого станка — кросен («как гадюка «ниты» не разберет, так от коровки молока не отнимет»);
  • топор, чтобы защитить ею корову от «нечистой силы» и чародеев;
  • пояс или горсть вытянутой из стрехи (края крыши избы) соломы означали, что скотина не будет отходить от дома;
  • безмен должен был содействовать тому, чтобы животное увеличивалось в весе.

Первый выпас скота на Юрия становилось и праздником пастухов — для них хозяева готовили хорошие закуски, а те уже на пастбище устраивали угощение. В первый день пастухи не должны были делать никакой работы, они не брали они в поле огня или ножа (затачивать его, первый раз на весну гоняя стадо, значило бы затачивать волку зубы).

Первый выгон скота на Егорьев день происходил непременно на утренней зорьке, когда луга еще «дымятся» росою. Считалось, что это дает коровам богатый удой и делает их на диво тучными и здоровыми.

В некоторых уголках славянского мира привязывали к хвосту первой в стаде коровы зеленую ветку. Сметая с травы ночную росу, она как бы обеспечивала изобильный удой всем другим идущим вслед за нею коровам.

Предпочитали, когда первый выгон скота на луга совпадает с полнолунием, «чтобы всего было полно».

Как празднуют Егорьев день в славянских странах

Некоторые традиции и обычаи приводит Аполлон Коринфский в книге «Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа».

В Сербии, Боснии, Герцеговине, а также и в Болгарии, в каждом семействе колют на Юрьев день белого барашка, как бы принося его в жертву св. Георгию Победоносцу. Обреченной жертве связывают ноги, на голову надевают цветочный венок, завязывают глаза, рот мажут медом, а к рогам прикрепляют зажженные восковые свечи. Когда все эти приготовления сделаны, большак семьи громко читает тропарь св. Георгию, кадит ладаном и затем, занося нож над барашком, возглашает: «Св. Герги! На ти ягне!» и режет. Кровь барашка собирается в чистый сосуд и дается, как целебное средство, одержимым разными болезнями, а мясо жарится и съедается всею семьей; кости осторожно собираются и зарываются в землю.

В прикарпатской округе на Егорья-вешнего пекутся из сдобного теста пироги в виде барашков, в Литве — повсюду при входе в церкви продаются в этот день восковые изображения коров, овец и лошадей.

У чехов существует старинное поверье, гласящее, что, если у кого-нибудь есть дубинка, которую убита змея на весенний Юрьев день, тот смело может идти в самую горячую кровопролитную сечу: он делается неуязвимым ни для пули, ни для сабли.

Народные приметы на Егорьев день 6 мая

Тщательный хозяин не пропускал без внимания состояние погоды и делал для себя определенные выводы:

«Если на Егорье мороз — будет хороший овес».

«На Егорья мороз — будет просо и овес!»

Снег на Юрия подавал надежду, что летом побелеют поля от удачной урожайной гречки, и наоборот — «как на Юрия погода, то на гречку неурода».

Густой Юрьевский дождь уверял крестьянина, что вырастет густая большая рожь. Живительная Юрьевская раса также обещала прибыль: «если будет раса — хватит лошадям овса».

«На Егорья роса, будут добрые проса».

«Коли на Юрья березовый лист в полушку — к Успенью клади хлеб в кладушку!»

Ясное утро на Юрья -ранний сев; ясный вечер — поздний.

Пословицы и поговорки о Георгии Победоносце и Юрьевом дне

С Егорьевым днем связано много пословиц и поговорок.

О погоде

«Юрий вешний полевые работы начинает, а Юрий зимний кончает»

«На Руси — два Егорья»: «один холодный, другой — голодный!»

«Пришел Егорий — и весне не уйти!»,

«Юрий на порог — весну приволок!»,

«Не бывать весне на Святой Руси без Егорья!»,

«Чего-чего боится зима, а теплого Егорья — больше всего!»,

«Апрель — пролетний месяц — Егорьем красен!»

«Егорий Храбрый — зиме ворог лютый!»

«Заегорит (перейдет за день св. Георгия Победоносца) весна, так и зябкий мужик — шубу с плеч долой!»

«Не верила бабка весне, а пришел батюшка Егорий, — и ее, старую, в пот бросило!»

О еде

«Егорий с теплом — Никола с кормом!»

«Егорий с водой (с росой), Никола с травой!»

«Егорий-вешний везет корму в тороках, а Никола -возом!»

«На Юрья роса — не надо коням овса!»

«Юрий богат пирогом, а рука — батогом!»

«Богатый сыт и в голодный Юрьев день!»

«Выпил бы нищий на Егорья вина косушку, да нет ни полушки: пошел по росу!»

«Егорьевы пироги — дороги: дороже их нет, когда хлеб в закрому мыши доели!»

«Святой Юрий по полю ходит, хлеб-жито родит»

О волках

«Волк — Юрьева собака»

«Без Юрьева наказу и серый (сыт) сыт не будет»

«У волка в зубах — что Егорий дал!»

«Поклонишься святому Юрию, он ото всего обережет животину!»

Реклама