Народный календарь праздников на май с приметами на каждый день

Календарь

В народном календаре мая – много важных праздников, с которыми связано множество примет и суеверий.

Древнерусским именем месяца мая было травный или травень. Оно постоянно встречается в древних наших святцах и месяцесловах. В старинной русской жизни этот месяц считался третьим пролетним месяцем.

Латинское имя пятому месяцу в году дано римлянами в честь богини Майи; оно перешло к нам из Византии.

В чешском языке май — květen, то есть «цветущий» («цветень»). На хорватском май, svibanj, получил название от растения кизил (sviba, Cornus sanguinea), который покрывается в это время белыми цветами. На литовском языке месяц называется gegužė, от слова gegutė — «кукушка».

Смотрите также народные календари на месяцы:

← апрель  и  июнь →

Реклама

Календарь народных праздников на май

В народном календаре на май и вовсе – каждый день праздник!

1 мая — Кузьма, Иван Новый

/18 апреля ст. ст./ В этот день положено у огородников засевать морковь со свеклою. Семена смачиваются в родниковой воде рано поутру. При этом надо опускать в родник деньги, чтобы обеспечить хороший урожай овощей. По другому поверью, предпочитается смачивать семена в обыкновенной речной воде на трех утренних зорьках. Никто из посторонних не должен видеть, что делают сеятели. «Чужой глаз — что лихой ворог — завистлив», — гласит седая простонародная мудрость, — «а зависть — что твоя ржавчина: весь урожай поедом съест!»

  • Золотая заря и отсутствие ветра – к хорошей погоде;
  • Если облачно на небе, то дождя не жди.

2 мая – Трифон с Никифором, Иоанн Ветхопещерник

В этот день хозяйки шли с концом «обетного» холста в поле. Там они били земные поклоны во все стороны, а затем, обратясь лицом на восток, выкликали: «Матушка-весна, вот тебе новая новинка!» После этого принесенный холст расстилался на межнике (нераспаханная полоса земли между полями), причем тут же клался кусок пирога. По старинному поверью, весна брала себе это приношение и, в благодарность, отдаривала чествовавших ее богатым урожаем льна и конопли — на новые холсты.

  • Если берёза листья распустила, то лето будет жарким и засушливым.

3 мая – Федор

В этот день происходило «окликание родителей». Чуть загоралась утренняя зорька, пожилые женщины на кладбище — каждая на могилу своих родственников — и начинали причитать. Наши предки верили, что на день памяти Феодора покойники тоскуют по земле, и потому, по сочувствию к их скорби, ходили на их могилы и оплакивали их разного рода причитаниями. Обряд этот по своей форме и времени совершения был очень близок к древней Радунице, которая считалась самым важным торжеством в честь усопших.

  • Если на небе появилась двойная или тройная радуга, то в ближайшем времени начнутся сильные дожди.

4 мая – Прокл

В этот день было принято проклинать нечистую силу. Занимались этим пожилые женщины. Они выходили за деревенскую околицу, становились лицом к западу и слали проклятия всякой нечисти. Соблюдением этого обычая ограждало деревенский-люд на весну и лето от всяких ухищрений злой нечисти, а еще этим охранялся скот на подножном весеннем корму.

  • Черемуха рано зацвела – будет теплым.
  • Если раньше черемухи расцвела берёза, то лето будет сухим, а если клён распустился первым – жарким.

5 мая – Лука

В этот день высаживают на грядки лук. Здесь уместно также вспомнить о пословицах, посвященных луку вообще. Их целое множество и все они подчеркивает целебную силу лука, который, по мнению наших предков, выступал лекарством от любых болезней:

  • Кто ест лук, избавлен будет от вечных мук.
  • Лук от семи недуг.
  • Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.
  • Хрен да редька, лук да капуста лихого не допустят.
  • Лук да баня все правят.

5 мая — канун Дня Георгия Победоносца. Под Юрьев день старые, сведущие в преданиях суеверной старины люди строго-настрого заказывают молодым что-либо работать из шерсти. «Кто берет под Юрья шерсть в руки, у того волки овец перережут!» — приговаривают они.

  • Если в этот день луна убывает, то морозов не будет до глубокой осени.
  • Если в этот день гроза, то урожай будет богатым.

6 мая — Егорий теплый

/23 апреля ст. ст./ Сельскохозяйственный опыт советует с весеннего Егорьева — Юрьева дня «запасать» (выгонять на пастьбу) коров, оставляя коней ждать этого привольного корма до Николы Вешнего (22 мая или 9 мая по ст. ст.). Причем выгонять скот на первую пасьбу — «на Юрьеву росу» — советуют они не иначе, как освященной вербою, хранящеюся в коровнике с Вербного Воскресения. Выгон происходит непременно на утренней зорьке, когда еще дымятся луга белодымной росою. Последняя, по уверению знающих людей, дает коровам богатый удой и делает их на диво тучными-здоровыми.

Великомученик Георгий Победоносец

Существовал обычай валяться ранним утром в день Егория-вешнего по росе. Кто по Юрьевой росе покатается, будет, — гласит поверье, — «силен и здоров, что Юрьева роса».

На Егория примешивают в корм лошадям кусочки крестов из ржаного теста, испеченных на четвертой — Крестопоклонной, Средокрестной — неделе Великого Поста. Это должно охранять коня-пахаря от волка.

  • Пришел Егорий — и весне не уйти.
  • Егорий весну начинает, Илья (2 августа) лето кончает.
  • Егорий с теплом, а Никола с кормом.
  • Егорий с водой (росой), а Никола с травой.
  • На Егория прилет ласточкам.
  • Коли на Юрья березовый лист в полушку – к Успению клади хлеб в кадушку.
  • На Руси два Егорья: холодный (9 декабря  или 26 ноября по старому стилю) и голодный (6 мая или 23 апреля по ст. ст.).

7 мая – Евсей — овсы отсей, Савва

Крестьяне в это время начинали сеять овес.

  • Пришел Евсей — овсы отсей
  • Когда на дороге грязь, тогда овес — князь.

8 мая — Марк

Святого Марка в народе называют «ключником», ибо верят, что он владеет ключами от дождей. В этот день особенно молятся и просят о ниспослании дождя, так необходимого в эту пору. Говорят: «Если выпадет в мае три дождя добрых, то и хлеба будет на три года полных».

Если в этот день утром, на восходе солнечном, летят птичьи стаи на конопляники, то следует ожидать завидного урожая конопли. Увидав эту добрую примету, в старину, обыкновенно, рассыпали по задворкам несколько горстей конопляного семени — на угощение залетной птице.

  • На Марка небо ярко, бабам в избе жарко.
  • На Марка прилет певчих птиц стаями.

9 мая – Глафира Горошница, Степанов день

С этого дня начинали сеять горох и сажать ранний картофель. Крестьяне заговаривали горох, чтобы был хороший урожай.

  • Ясный день или много утренней росы – к хорошему урожаю огурцов.
  • Если кукушка издает звуки, напоминающие кваканье, то жди дождя.

10 мая — Семен Ранопашец

Во многих районах — начало ранней пахоты.

  • Не ленись с плужком — будешь с пирожком.
  • Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.

11 мая — Ясон и Максим

Во многих местах принято в это время заготавливать березовый сок — «березовицу».

Больных отпаивают березовым соком. Солнечный день служит верным предзнаменованием того, что «сестры-лихоманки отпустят болящего». Если же в этот день идет либо снег, либо дождик, то лечение не поможет.

Теплый южный ветер в этот день считается целебным: «На Ясона ветер тепляк – здоровяк».

  • Бабочки ищут укрытия в сараях и домах – к холоду и ненастью.

12 мая – Девять мучеников

День девяти мучеников считался в старые годы днем целений.

  • Много оводов – к хорошему урожаю огурцов;
  • Если муравьи переселяются в сухое место, то скоро пойдут дожди;

13 мая — Яков

Существует поверье, что в этот день нельзя выезжать в путь, не умывшись водою, натаенной из мартовского снега, которому придается целебная сила. В это время начинают бродить по земле, гласит поверье, всякие лихие весенние болезни; не обережешься от них мартовским снегом, так изведут тебя вконец!

  • Теплый вечер и звездная тихая ночь на Якова — к ветреному, сухому лету.
  • Теплая ночь и звездная – к урожаю, а ясный восход солнца – вёдрое лето.

14 мая — Еремей-запрягальник, Запашник

/1 мая ст. ст./ В день пророка Иеремии крестьяне окропляют земледельческие орудия богоявленскою водой и молятся этому угоднику о содействии им в предстоящих трудах.  Считалось, что в этот день сам пророк Иеремия запрягает на небе свою колесницу и засевает хлеб, и особенно помогает земледельцам, обращающимся к нему с молитвой о помощи. Поводом к этому народному представлению могло послужить созвучие имени Иеремии с названием ярма – известной упряжи.

Михаил Клодт, На пашне (1871)
Михаил Клодт, На пашне (1871)

На Еремея — третья и последняя встреча весны.

  • На Еремея погоже, то и уборка хлеба пригожа.
  • На Еремея погоже — уборка хороша.
  • На Еремея непогодь — всю зиму промаешься.
  • Сей неделю после Егорья (6 мая) да другую после Еремея.

15 мая — Борисов день, соловьиный праздник

В Малороссии называют праздник Бориса и Глеба весенним, в отличие от летнего (6 августа или 24 июля по ст. ст.). В Великороссии он слывет под именем Соловьиного дня, так как, по народному замечанию, в это время прилетают и начинают петь соловьи.

  • Борис и Глеб сеют хлеб.
  • Соловей запел — вода на убыль пошла.

16 мая — Мавра — зеленые щи, молочница

Эта угодница известна в сельскохозяйственном быту под именем Рассадницы, так как с настоящего дня поселянки начинают садить рассаду (т.е. молодую капусту) и вообще засевают огороды.

Еще св. Мавру называют в народе Молочною, оттого что около дня ее памяти бывает жирное и самое густое молоко. Этому, конечно, способствуют пастбища, покрытые мягкою и сочною травой, от которой скот поправляется и тучнеет. «Зеленая травка — молоку прибавка», — говорили на Руси.

О той же св. мученице поселяне наши говорят: «Мавра – зеленые щи», давая заметить, что теперь огороды начинают доставлять пригодную для пищи молодую зелень.

  • Цвет черемухи холод приносит.
  • Мавруша покушай, а Маковей поговей!
  • Соловьи запели перед Маврой — весна зацветет дружно.

17 мая – Пелагея

Вечером «на Палагею» опытные огородницы справляют завещанный старыми людьми обычай: выносят на огороды надтреснутый горшок, кладут в него выдернутую поблизости крапиву (с корнем) и ставят горшок вверх дном на самую средину средней гряды. Это делается в ограждение огорода от нападений вражьей, «завидущей», силы, чтобы ела она — проклятая — одну крапиву жигучую, чтобы не прикасалась ни к чему взращенному трудом праведным.

18 мая — Арина-рассадница

В день Арины высаживали на огороде капустную рассаду. При этом приговаривали: «Не будь голенаста, будь пузаста, не будь пустая, будь тугая, не будь красна, будь вкусна, не будь стара, будь молода, не будь мала, будь велика!».

Посадивши первый кочан, покрывали его большим горшком, а горшок — белой скатертью для того, чтобы были большие, тугие и белые вилки. Порой сам горшок обвивают венком, принесенным из церкви на Троицын день и сберегаемым около образов до времени посадки капусты.

Капусте посвящено множество пословиц. Например:

  • Без капусты щи не густы.
  • Премудрость во щах — вся сила в капусте.
  • Для чего огород городить, коли капусты не садить?

В Новгородчине с Ирины начинали садить огурцы.

19 мая — Иов огуречник, горошник, росенник

В этот день деревенский люд принимается сеять горох. Любители красных присловий сеют, а сами, вторя старине, приговаривают: «Сею, сею бел-горох; уродися, мой горох, и крупен, и бел, и сам тридесят, старым бабам на потеху, молодым ребятам на веселье!» Огородники следят за росою: «Большая роса — огурцам большой род».

  • Иов-россенник росы распустил.
  • Большая роса — к урожаю огурцов.

20 мая – Иван Малый, Купальница

Чтобы дать лошадям силу и здоровья, их прогоняли по речной воде. С утра полные вёдра воды выставляли на солнце. А в полдень, когда водичка нагревалась, ею окатывали лошадей. Посевные работы в этот период были в полном разгаре. Считалось, что для посадки и посева наиболее подходят восточный и западный ветра.

  • Радуга вечером – к ясной погоде, утром – к дождю;
  • Если лучи солнца на рассвете окрашены в разные цвета, то будет непогода.

21 мая — Арсентьев день, Иван Богослов

На Арсентьев день в степных губерниях шел засев пшеницы. В старину на Арсентья-пшеничника пекли пшеничные пироги, угощая ими не только гостей, но и каждого прохожего человека, твердо памятуя, что «прохожий — человек Божий». Для этого старики выходили с пирогами даже на перекрестки дорог за околицу и поджидали странников. «Быть худу, — говаривали, — если вернешься с обетным пирогом назад домой, а еще хуже — коли съесть его самим: не найдется ни странника, ни калеки перехожего, скорми этот пирог птицам!»

  • Если утром дождь, то летом будет много грибов;
  • Красное небо вечером – к хорошей погоде, утром – к дождю;

22 мая — Вешний Никола

/9 мая ст. ст./ На Николу-вешнего — первое «ночное», то есть первый выезд парней и ребят-подростков на ночную пастьбу лошадей. Егорий коров «запасает», Никола — коней. «Вешний Никола подножный корм лошадям несет!» — говорят в народе. Повсюду в деревнях блюдется обычай справлять в этот день ночной ребячий праздник. В лугах, на выгонах и на запущенном под пар поле разжигаются костры; поблизости пасутся «спутанные» лошади, у огня сидят кружком молодые пастухи, едят пироги, пекут картофель в золе, игры заводят, вперегонки бегают, целую ночь вплоть до белой зорьки не смыкают глаз: «Николу празднуют».

Икона Николая Угодника
Икона Николая Угодника

У русского народа — два Николы: Никола-вешний — с теплом, да Никола-зимний (19 декабря или 6 декабря по ст. стилю) — с морозом.

  • Пришел бы Никола, а тепло будет.
  • Егорий (6 мая или 23 апреля по ст. ст.) с кузовом, а Никола с возом.
  • С Николы вешнего сади поздний картофель.

23 мая — Симон Зилот

В этот день досевали пшеницу. «Кто досевает пшеницу на Зилота — выйдет как золото!» — говорит стародавнее вещее слово. В этот день наши предки праздновали именины матушки сырой земли.

На апостола Симона Зилота копают коренья на зелья. В этот же день в некоторых местностях ищут клады, будучи уверены в том, что апостол Зилот всегда помогал кладоискателям.

  • Во время дождя сильный ветер дует – к хорошей погоде;
  • Если в солнечный день цветы одуванчиков после обеда закрылись, то будет дождь.

24 мая —Мокий Мокрый

Этот день считался показателем погоды для целого года.

  • На Мокия мокро — все лето мокро.
  • Коли на Мокия туманно и багряный восход солнца, а днем дождь — к мокрому, грязному лету.

25 мая — Епифан

С этого дня на прудах и озёрах появляются первые цветы белых кувшинок. Любоваться ими можно, а вот в дом приносить нельзя, иначе весь домашний скот погибнет.

  • Коли на Епифана утро в красном кафтане — к пожарному лету.

26 мая — Лукерья-комарница

В этот день, по примете, вместе с теплым ветром налетают комары с мошкарой. Есть поверье, что «комариный народ» улетает по осени, — уносится на крыльях осеннего ветра, — на теплые моря, где и зимует зиму, чтобы, расплодившись, вернуться в мае-месяце на Русь.

  • Комара много — дождь завтра будет (Пинежье).
  • Комаров мало — овсов и трав не будет (Тамбовская губ).

27 мая — Сидор

На Сидоров, день, когда прекращаются, по народным наблюдениям, до самой осени холодные ветры, прилетают на старые гнезда последние перелетные птицы — стрижи быстрокрылые. «Пойдут Сидоры, отойдут сиверы, и ты, стриж, домой летишь!» — приговаривали на Руси.

  • На Сидора еще сиверко.
  • Прошли Сидоры, прошли и сиверы.
  • На Сидора сиверко — лето холодное.
  • На Сидора прилетят стрижи и касатки — и принесут тепло.

28 мая — Пахом-бокогрей

С Пахомия устанавливается совершенно летняя погода. С Пахомия сеют поздние овес и пшеницу.

  • Пришел Пахом — запахло теплом.
  • На Пахома тепло — все лето теплое.

29 мая – Федор-житник

Простой народ называет его Житником, так как день памяти этого угодника служит самым крайним сроком для яровых посевов.

«Роди, боже, жито гоже, а без гороху проживем по троху», — говорили в старину.

30 мая – Андрон

Если погода была засушливая, в этот день крестьяне обращались к небесному сторожу Андрону с просьбой открыть небесные врата и порадовать людей проливным дождём, после которого посеянное зерно лучше взойдет.

  • В ясный день дятел стучит – к дождю;

31 мая — Федот

/18 мая ст. ст./ С этого дня принимается земля «за свой род», — можно услышать в народе. Если лениво распускаются листья на Дубах, народ не ожидает хорошего урожая яровых раннего сева.

  • Придет Федот — последний дубовый листок развернет.
  • Дуб одевается — скотина наедается.
  • Дуб перед ясенем лист пустит — к сухому лету.
  • Коли на Федота на дубу макушка с опушкой, будешь мерить овес кадушкой.

Народные пословицы и приметы на май

О мае народная молва говорила так:

  • Месяц май не холоден, так голоден.
  • В мае жениться – век маяться.
  • Май холодный – год хлебородный.
  • Майская трава и голодного кормит.
  • Майское тепло ненадежное.
  • Май обманет да в лес уйдет.
  • Майская роса коням лучше овса.
  • Март с водой. апрель с травой, а май с цветами.
  • Пришел май — под кустом рай.
  • Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
  • Малая птичка соловей, а знает май.
  • Дождь в мае хлеба подымает.
  • Коли в мае дождь, будет и рожь.

Источники:

В. Д. Грошев. Календарь российского земледельца (Народные приметы).

А.А. Коринфский. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа.

И. П. Калинский. Церковно-народный месяцеслов на Руси.

Реклама