В 2023 году 12 июля отмечается важный церковный праздник — День святых апостолов Петра и Павла. В народном календаре эта дата значится как Петров день или проще Петровки. Чего нельзя делать в этот день, вспомним, какие приметы и традиции празднования этого дня были на Руси.
12 июля 2023 в церковном календаре праздников
Ежегодно 12-го июля (29 июня по старому стилю) православная церковь отмечает день славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
Оба они проповедовали христианство по всему миру и приняли мученическую смерть за веру. У историков нет единого мнения по поводу даты смерти апостолов Петра и Павла, но считается, что они умерли либо в один день, либо с разницей ровно в один год.
Появление праздника Петра и Павла также связывают с днем перенесения их мощей в Риме, которое состоялось как раз 12 июля (29 июня по старому стилю) 258 года.
Первые храмы в честь Петра и Павла появились еще при императоре Константине — в 324 году. С тех пор праздник стали отмечать еще более торжественно, и постепенно он стал одним из самых главных в христианстве.
На иконах апостол Петр часто изображается с ключом от Царства Небесного. А в руках апостола Павла — книга, которая напоминает о том, что он — автор 14 посланий, входящих в Новый Завет.
Реклама
Народные традиции Петрова дня 12 июля
Этот день в народе называют Петровки, Петров день, Петры-Павлы, Петр-золотые ключи.
«В праздновании Петрова дня нашли отражение не столько христианские легенды о свв. Петре и Павле, сколько древние мифы, связанные с поклонением солнцу», пишет И. И. Шангина в книге «Русские праздники: от святок до святок».
С празднованием Петрова дня связано много народных традиций.
Встреча солнца на рассвете
Один и наиболее широко распространенное – встреча солнца на рассвете.
«Накануне Петрова дня парни, девушки, женщины и мужчины в ожидании восхода солнца отправлялись на возвышенное место за деревню, где всю ночь жгли костры, варили кашу, пели, веселились. Этот обычай назывался «караулить солнце». Считалось, что в петровское утро солнце играет на небе, переливаясь разными цветами. Крестьяне Тульской губернии говорили об игре солнца так: «Солнце то спрячется, то покажется, то повернется, то вниз уйдет, то блеснет голубым, то розовым, то разными вместе цветами», — пишет И. И. Шангина в книге «Русские праздники: от святок до святок».
Считалось, что в Петровки солнце играет, переливается разными цветами так ярко, что больно смотреть. Так «играет» солнце лишь дважды в году: в день прихода Ярилы — на Пасху, да в день отхода его — на Петровки, говорится в Энциклопедии обрядов и обычаев (составители: Брудная Л. И.Гуревич З. М. Дмитриева О. Л.).

А вот Иван Петрович Сахаров в книге «Сказания русского народа» пишет, что это верование, известное исландцам, сохранилось только в Тульской губернии:
«Поселяне всех возрастов собираются на пригорки, раскладывают огонь и в ожидании солнца проводят ночь в играх и песнях. Едва начинает восходить солнце, все испускают радостные клики. Старики наблюдают, как солнышко играет по небу: оно то покажется, то спрячется; то взойдет вверх, то опустится вниз; то заблещет разными цветами — голубым, розовым и белым, то засияет ясно, что ничьи глаза не стерпят. Молодые поют песню: «Ой, ладо! на кургане».
Молодежные гуляния в ночь на Петров день
Этнографы сообщают о гуляниях молодежи, которое происходило в ночь на Петров день.
«Так, например, в некоторых деревнях Южной России ожидание солнца сопровождалось игрой «в свадьбу». «Жениха» выбирали среди парней, а «невестой» становилась бойкая баба средних лет. Их сажали на два колеса, и начиналась «свадьба», причем разыгрывались все этапы от сватовства до венчания. С восходом бабы стаскивали с себя сарафаны, распускали волосы и бегали в одной рубахе по деревне, преследуемые парнями. Девушки в это время свистели, кричали, пели, плясали….», — пишет И. И. Шангина в книге «Русские праздники: от святок до святок».
А вот Иван Петрович Сахаров в книге «Сказания русского народа» приводит другой вариант:
«Прежде бывало ночное гулянье с особенным обрядом: холостые парни прогуливались с закрытым лицом, а девицы с полуоткрытым. В это время девицы должны были угадывать мужчин».
Особенностью петровского праздника были и так называемые бесчинства молодежи, продолжает И. И. Шангина.
«Молодежь бегала по деревне и вокруг нее с шумом, грохотом, криком, перегораживала улицы украденными у хозяев предметами: боронами, ушатами, бочками, выдернутыми из изгороди кольями, забирала все, что не было убрано с улицы, залезала в огороды, вытаскивая овощи. Подобные бесчинства парней и девушек, по мнению многих ученых, носили ритуальный характер и были связаны с изгнанием нечистой силы», — пишет И. И. Шангина в книге «Русские праздники: от святок до святок».
«У молодежи эта ночь называлась «хмелевой». Веселились всю ночь напролет, водили хороводы, пели, а когда гасли звезды и небо светлело, заводили песнь, призывающую светило», — пишет Аполлон Коринфский в книге «Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц».
Общественные застолья в честь окончания Петровского поста
В День Петра и Павла заканчивается Петровский православный пост. С этого дня можно есть мясо, пить вино и веселиться. Конечно, начало мясоеда превращалось в праздничное застолье.
«В деревнях устраивалась веселая братчина. Ставились широкие столы, раскладывались угощенья: жареная баранина, пироги с начинкой из бараньего сердца, почек, мозгов, языка и пр., ватрушки. Подавалось купленное на общие деньги вино, с которого братчина и начиналась. Каждый пьющий приговаривал: «Батюшка Петр-Павел! Заткни в небе дыру, заткни тучи-облака, не лей дождем! Подай, господи, зеленый покос убрать подобру-поздорову!» — говорится в Энциклопедии обрядов и обычаев (составители: Брудная Л. И.Гуревич З. М. Дмитриева О. Л.).
Иван Петрович Сахаров рассказывает о так называемых обетных угощениях.
«На Петров день бывают обетные угощения. Так на Ваге и в Вельском уезде тещи приносят почетный сыр своим зятьям, во второй год бракосочетания. Зять угощает тещу при сборе всех родных. В степных селениях, бывало, в старину проведывание крестников. Кумы принашивали своим крестникам пшеничные пироги. В Тульской губернии сваты со стороны жениной родни угощали сватов ужином, что называлось у них отводным столом», — пишет Иван Петрович Сахаров в книге «Сказания русского народа».
Из леса выбегал олень
Существовало предание, будто в этот праздник каждый год выбегал олень из лесу и сам давался людям на разговенье, и народ, принимая его за Божий дар, закалывал и приготовлял себе обед. Когда олень перестал приходить, то вместо него стали убивать быка или барана. Об этом говорится в Энциклопедии обрядов и обычаев (составители: Брудная Л. И.Гуревич З. М. Дмитриева О. Л.).
Поэт и этнограф Аполлон Коринфский пишет, что, по преданию, апостол Петр посылал оленя, пока люди жили праведно. А как стали грешить, то олень выбегать из леса перестал. «Пришлось им понапрасну ждать-поджидать и, если колоть быка круторогого, так из своего стада», — пишет Аполлон Коринфский.
Петровские гуляния
Петровские гулянья проходили почти во всей России с песнями, хороводами и катаниями на качелях.
Хороводы и катания на качелях
Аполлон Коринфский приводит описание праздника в Петров день, которое сделал немецкий путешественник Адам Олеарий:
«Олеарий — посланец голштинский, оставивший описание своего путешествия в Московию XVI-гo столетия, распространяется о петровском гулянье в следующих словах: «У всех русских и москвитян отправляется около сего праздника странное игрище. Хотя они строго и безвыходно держат жен своих в домах, так что весьма редко пускают их в церковь или в гости, но в некоторые праздники позволяют женам и дочерям своим ходить на приятные луга: там оне качаются на круглых качелях, поют особенныя песни и, схватясь одна с другой руками, водят круги, или пляшут с рукоплесканием и притопыванием ногами».
Петровские хороводы, пишет Аполлон Коринфский, продолжались в деревнях вплоть до первого Спаса.
Адам Олеарий упоминает о катании на качелях в Петров день. Аполлон Коринфский развивает эту тему:
«Так и говорят в народе: «Как ни сторонись, девка, а на петровских качелях с пареньком покачаешься!» «Петровы качели — девичье веселье!» «На Петров день качались, к Покрову (14 октября по новому стилю) свадьбу-радость справили!» и т. д.».
Умывание у ручья «петровой водицею»
В Петров день умывались родниковой водой для здоровья.
«Были в старину местности, где сходился честной люд в Петров день на три ключа-родника умываться «петровой водицею» и угощаться при этом случае всякими питиями хмельными. Это питие-умывание сопровождалось песнями, плясками и всякими играми веселыми», — пишет Аполлон Коринфский.
Старики умываются из родника для здоровья, молодые веселятся, говорит об этом обычае Иван Петрович Сахаров.
Петровские ярмарки
В этот день или чуть раньше устраивались знаменитые петровские ярмарки. С XVI столетия вошло в обычай заводить по богатым селам петровские торги, пишет Аполлон Коринфский.
День уплаты дани
В старину Петров день был сроком судов и взносов дани и пошлин, платежа оброков и податей, днем уплаты у крестьян.
«Известна еще Петровская дань, в которой «тянули попы», — пишет Иван Петрович Сахаров.
«В деревенском захолустье и теперь еще разъезжают поповские телеги, собирающие положенное, веками установленное подаяние», — рассказывает Аполлон Коринфский.
Начало летних полевых работ
С Петровок в деревнях начинали косить сено, вывозить на поля навоз, готовиться к озимому севу. «До Петрова вспахать, до Ильина — заборонить, до Спаса – посеять», — говорили на Руси.
Особенно тяжело приходится в эту пору женщинам, на которых ложится утомительная жатва. «Женское лето — до Петра, с Петрова дни — страдная пора!» — указывали знающие люди на начало летних работ: «С Петрова дня – пожня».
О сенокосе говорили: «С Петрова дня — красное лето, зеленый покос», «Не хвались, баба, что зелено, а смотри, каков Петров день (об уборке сена)».
Считалось, что с этого дня хлеба быстро, даже ночью начинают зреть. «С Петрова дня зарница хлеб зорит!»
Дождя в этот период не боялись: «На Петров день дождь — урожай не худой, два дождя — хороший, а три – богатый».
Обряд на урожай огурцов
Утром в Петровки хозяйки в одних рубахах выходили в огороды и высматривали первые золотистые цветочки на огурцах.
«Увидев, обвязывали нежный, еще совсем крошечный цветок красной ниткой, выдернутой из пояса, приговаривая: «Как густо мой пояс вязался, так бы густо вязались мои огурцы». Молились при этом царю Константину и матери его Олене (равноапост. св. Константин и св. Елена)», — говорится в Энциклопедии обрядов и обычаев (составители: Брудная Л. И.Гуревич З. М. Дмитриева О. Л.).
Петров день – праздник рыбаков
Петров день считался праздником рыбаков. Есть местности, где этот день зовется «Петры-рыболовы».
«Апостол Петр (рыбак по промыслу) известен как покровитель рыболовства. Ему молились и служили обедню рыбаки. Существовал и обычай ежегодно собирать на «мирскую свечу», которая ставится в храме к иконе Петра», — говорится в Энциклопедии обрядов и обычаев (составители: Брудная Л. И.Гуревич З. М. Дмитриева О. Л.).
«Ловецкий праздник в рыбных местах начинается, по благочестивому обычаю старины, крестным ходом на рыболовные угодья. После молебна промышленники предлагают своим гостям угощенье, а потом начинают пить «могарычи» по новым сделкам», — пишет Аполлон Коринфский.
У рыбаков была и деловая часть праздника.
К Петрову дню приурочивается большая часть сделок, заключаемых между ловцами и рыбопромышленниками, раздающими ловцам свои воды мелкими участками — отдельно на каждую рыболовную пору.
Петровым днем заканчивается весенняя, начинается летняя пора рыболовная.
«В этот день завершаются расчеты по весеннему лову и заключаются новые сделки на лето. На Петра-Павла устанавливается новая плата за воды (с лодки, или с сети) и производится расценка живорыбного товара, который ловцы обязаны сдать», — пишет Аполлон Коринфский.
Приметы на Петров день
Замолкают птицы
Считалось, что многие певчие птицы умолкали к Петрову дню. «Соловей поет до Петрова дня», — говорили на Руси.
«Кукушка кукует до Петрова дня, так как ячменным колосом подавилась», — объясняли селяне. «Кукушка на Петров день подавилась мандрыкой (ватрушкой)», — говорили другие. Или: «На Петров день и кукушка подавится ватрушкой!»
Дни становятся короче, впереди осень
В Петров день в очередной раз и уже окончательно провожали весну и встречали лето. Но на горизонте уже маячила осень с зимой.
«Петр и Павел полчаса сбавил», — говорили старики: «Прошли Петровки — опало (с деревьев) по листу, пройдет Илья (2 августа по новому стилю) — опадет и два!»
Приходит жаркая погода
На Руси известны Крещенские морозы, но есть и Петровские жары. «Петр и Павел жару прибавил», — говорили на Руси. И добавляли: «Дворянская кровь и в Петровки зябнет», «Худое порося и в Петровки зябнет».
Погодные приметы на Петров день 12 июля
С этим днем связано довольно много примет.
Если кукушка перестала куковать за неделю до Петрова дня, то и зима ляжет за неделю и две до Рождественского заговенья. Если кукушка кукует неделю или две после Петрова дня, то и зима уляжется через столько же времени после заговенья на Филиппов пост.
- «Коли дождь на Петра — сенокос мокрый!»
- «На Петров день дождь — сено как хвощ (жесткое, на корм не очень спорое), зато — урожай не худой; два дождя — хороший, три дождя — богатый!»
- «Если просо на Петров день в ложку — будет и на ложку!»
Поговорки и пословицы о Дне Петра и Павла
Вот какие поговорки и пословицы собрал об этом празднике Владимир Иванович Даль:
О погоде
На Петров день солнышко играет (тульск.).
Худое (шелудивое) порося и в Петровки зябнет.
Коли дождь на Петров день, то сенокос будет мокрый.
На св. Петра дождь — жито как хвощ (западн.).
На св. Петра дождь — урожай нехудой, два дождя — хороший; три — богатый.
Если просо в Петров день с ложку, то будет его на ложку.
Прошли Петровки, опало по листу; прошел Илья, опало и два.
Соловей поет до Петрова дня. Кукушка кукует до Петрова дня.
Кукушка на Петров день подавилась мандрыкой (ватрушкой; южн.).
Далеко кулику до Петрова дня.
С Петрова дни зарница хлеб зорит.
О еде
В Петров день барашка в лоб.
Утешили бабы петровские жары голодухой — старый хлеб приели, а новый еще не дождались.
О летних работах
С Петрова дня красное лето, зеленый покос.
Женское лето по Петров день.
С Петрова дня пожня (покос, косьба).
Не хвались, баба, что зелено, а смотри, каков Петров (говорится об уборке сена).
Доставай (ладь) косы и серпы к Петрову дню.
До Петрова взорать, до Ильина заборонить, до Спаса засеять.
Реклама