Семицкая неделя перед Троицей 2023: что делать, приметы и поверья, обычаи и традиции

Календарь

Неделя перед Троицей в 2023 году начинается с 29 мая и продлится до 4 июня. Читайте, чего нельзя делать в эти дни, что можно есть, приметы и традиции.

Неделя, которая заканчивается Троицыным днем в народе называется «Семицкой» или «Семиковой». Поскольку дата праздника Троицы привязана к Пасхе, то и вся седмица каждый год приходится на разные дни. В 2023 году Семицкая неделя охватывает 29, 30 и 31 мая, а также 1, 2, 3 и 4 июня.

В некоторых местах ее называют и Троицкой, и Зелеными святками, и Русальной неделей. Впрочем, сегодня чаще так именуют неделю, которая идет не перед, а следует за Троицыным днем. Но в древности, возможно, было иначе…

«Семицкая» — седьмая по Пасхе — неделя, заканчивающаяся Троицыным днем, еще и до сих пор в некоторых местностях (например, в Рыбинском уезде Ярославской губ.) носит название «Зеленых Святок». В старые же годы она величалась этим прозвищем повсюду в народной Руси, именовавшей ее также «русальною», «зеленою», «клечальною», «задушными поминками», «разгарою» и другими подходящими именами, — каждое из которых находит свое объяснение в пережитках славяно-русского язычества», — писал в начале ХХ века этнограф и поэт Аполлон Коринфский.

В народе недели до и после Троицыного дня часто сливаются в один период Зеленых святок с общими традициями, обрядами и поверьями. Такое разнообразие названий говорит о разнообразной обрядности этих дней и важности периода для простого народа.

Надо отметить, что Семиковая неделя в отличие от седмицы после Троицы, не является сплошной. То есть среда и пятница перед Троицей – постные дни. Православным в эти дни нельзя есть мясные и молочные продукты, однако допускается рыба.

Что празднуют в неделю перед Троицей?

Эта седмица, посвященная окончанию весны и началу летнего периода.

Реклама

«Конец мая и начало июня, — на которые приходится-падает Троицын день, — особенно подходили к чествованию весеннего возрождения земли, покрывавшейся к этому времени наиболее пышной растительностью, еще не успевшею утратить своей обаятельной свежести», — пишет этнограф Аполлон Коринфский в книге «Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц».

«Честная Масленица в гости Семик звала», — говорят на Руси, вероятно, указывая на связь весеннего и летнего праздников. В.И. Даль приводит и другие пословицы на эту тему: «Масленица, Семикова племянница», «Звал, позывал честный Семик широкую Масленицу к себе погулять»…

Традиции Семицкой недели перед Троицей

Ритуалы Семика и Семиковой недели включали в себя действия, связанные с поминовением умерших, а также празднества девушек.

Украшение домов зеленью

На Семицкой неделе перед Троицей все принимало праздничный вид, дома украшались зеленью и цветами. У русских основной зеленью были ветви берез. Их втыкали повсюду, а перед домами и на улицах ставили и молодые деревца. Украинцы в Зеленые святки устанавливали разные деревья: клен, ясень, липу, осину (но не вербу).

«Зелени же, называемой клечанне, придавали особое значение. Украинцы главное дерево ставили перед воротами и дверьми, чтобы якобы преградить вход ведьмам и колдунам, с этой же целью по углам скотного двора втыкали осину. В некоторых местах в числе трав обязательно должна была быть полынь — главное защитное средство от русалок», — пишет В.К. Соколова в книге «Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов».

Белорусы березки, которые устанавливали на троицу около домов, называли май. Их сохраняли часто до Купалы и сжигали в купальском костре. Считали также, что «май» может охранять посевы, способствовать росту злаков, овощей.

Поминовение умерших

Обряды поминовения всех усопших начинались во вторник, когда на кладбищах устраивали поминальную трапезу. Поминальные тризны продолжались и в четверг.

«Во многих губерниях России поминовение умерших в Семик считалось едва ли не главным поминовением года. В Семик поминали также заложенных покойников, т. е. людей, умерших неестественной смертью: самоубийц, опойцев, людей, погибших в результате насилия», — пишет И. И. Шангина в книге «Русские праздники: от святок до святок».

Впоследствии поминание в церкви умерших неестественной смертью было перенесено на Троицкую субботу.

Обеды на природе

Семик в Малороссии
Семик в Малороссии, 30-е годы ХIХ в.

Семик был также днем веселья и гуляний, которые продолжались вплоть до Троицы.

«Его характерной чертой была трапеза в лесу, в поле, как говорили, «под ракитовыми кустами». В трапезе принимали участие как женщины, так и мужчины. В складчину готовили яичницы, караваи, сочни, сырники, варили пиво, настаивали брагу и бузу – хмельной напиток из гречневой муки. Празднество сопровождалось весельем, плясками, пением песен», — пишет И. И. Шангина в книге «Русские праздники: от святок до святок».

И все же большая часть обрядов Семицкой недели были женскими, а точнее, девичьими.

Девичьи гуляния перед Троицей

Семицкий четверг и следовавшие за ними дни отмечались в старину девичьими гуляньями: хороводами около берез в роще, кумлением, плетением венков и гаданием на них о женихах. С течением времени часть этих обрядов была перенесена на Троицу.

Завивание березки и кумление

Завивать березку ходили обычно в четверг — обряд этот был связан с Семиком. Девушки, целыми деревнями, отправляются в рощу, на берег речки — завивать березки, «играть песни» и пировать.

«В окрестных рощах в это время московские девушки «завивали» — связывали ветвями молодые березки и проходили под их зелеными сводами с поцелуями и особо приуроченною к этому яркому весеннему обычаю песнею: «Покумимся, кума, покумимся! Нам с тобою не браниться — дружиться!», — пишет Аполлон Коринфский.

В некоторых южнорусских районах кумление девушек дополнялось «крещением кукушки». Суть обряда состояла в том, что девушки делали из травы «кукушку» и несли ее в лес, где ее «крестили» — кумились.

Кумление-фрагмент
Кумление на Семик-Троицу. XIX в.

Кумление — особая форма посестримства. Покумившиеся девушки становились как бы кровными родственницами, обещали дружить всю жизнь.

В Тульской губернии, например, семицкая березка даже и не называется иначе, как «кумою», а слово «кумиться» еще в 40-х и начале 50-х годов 19 века только и означало — целоваться при прохождении под этою самой березкою.

Как завивать березку перед Троицей

Завивали венки по-разному. Скручивали ветки вроде венка; заплетали косички, перевязывая иногда ветки лентами; пригибали ветки к земле и приплетали к траве и т. п., иногда заламывали макушку березы. Каждая девушка завивала березку на себя, а во многих местах и на всех родных.

На Троицу приходили развивать венки и смотрели, сохранились они или развились. Считалось, что если венок завял, то девушка или тот из ее семьи, на кого она завила, умрет; в некоторых местах это означало, что она выйдет замуж, и т. п. Еще девушки завивали венки на желание. Если венок засохнет — плохо, если не засохнет — желание, задуманное девушкой, исполнится.

На Троицу венки обязательно развивали, если не развивать — дерево обидится.

Гадание по венкам

Развивали березки и гадали на венках, бросая их в воду, уже на Троицын день.

«Когда ходили развивать березки, девушки вили венки для себя, надевали их и водили в них хороводы, а вечером бросали их в воду. Там, где наряжали березку, в воду бросали ее, а потом венки», — пишет В.К. Соколова в книге «Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов».

Венки бросали чаще не руками, а, наклоняясь, скидывали их с головы, иногда при этом становились к реке спиной. В Рязанской губернии венки сначала клали на воду, умывались водой, взятой из их середины, а потом уже бросали их на середину реки.

По тому, как плыли венки, девушки гадали о своей судьбе. Толкования в разных местах разнились, но чаще всего считалось, что, если венок потонет, девушка, бросившая его, умрет или ей изменит милый; в которую сторону поплывет венок — в ту выйдет замуж, и т. п.

Общая обрядовая трапеза девушек — яичница

Отправляясь завивать березку и кумиться, каждая девушка брала с собой еду. Обязательным блюдом была яичница. Часто яичницу и другие кушанья готовили сообща. Для этого каждая девушка приносила два-три яйца и другие продукты.

Своими яичницами и другими кушаньями девушки угощали друг друга. Это была своего рода братчина, скреплявшая, как и кумление, девичий союз.

Угощение яичницей сопровождалось песнями, играми и хороводами.

Хороводы

Хоровод на Семик - Зеленые святки
Семик. Музей-заповедник «Тарханы». XVIII в., Россия

Вслед за пирушкою — начинали водить хороводы.

«Змейкой называют особенный хоровод, начинающийся с понедельника Семицкой недели. Вечером девицы и женщины, держась за конец платья, ходят змейкою, поют песни, с припевом: «Лелий, лелий, лелий зеленый и ладо мое!» Змейка продолжается до Всесвятского заговенья, ежедневно», — говорится в книге «Сказания русского народа собранные Иваном Петровичем Сахаровым».

Поверья о русалках в Семицкую неделю перед Троицей

Существует поверье, что русалки, живущие в омутах рек, в Семиковую неделю выходят из воды.

«Накануне Троицына дня, по малорусскому поверью, убегают они в поля и заводят свои ночные игры. — «Бух! Бух! Соломенный дух!» — будто бы кричат они: — «Мене мати породила, некрещену положила!» Русалки, по народному представлению, — тоскующие души младенцев, родившихся мертвыми или умерших некрещеными», — пишет Аполлон Коринфский.

Начиная с «Зеленых Святок» до Петрова дня, русалки живут в лесах, ауканьем и смехом зазывая к себе путников, которых защекочивают до смерти.

«На зеленой русальной неделе в Малороссии никто не купается — из опасения попасть к ним в руки; Семик слывет здесь «великим днем русалок». Предохранительным средством от русалочьих чар считается полынь и трава «заря», — продолжает Аполлон Коринфский.

В этот период никто старался в реку или озеро не заходить, а если надо было, то сначала в воду бросали полынь.

Семицкая неделя 2023 по дням: обычаи и традиции

Как и на Масленицу некоторые дни в Семиковую седмицу имеют особые названия, а ночи в этот период называют «воробьиными».

Вторник, 30 мая 2023 — Задушные поминки

Во вторник Семицкой недели начинались обряды поминовения всех усопших. Этот день называется «Задушные поминки».

«На кладбищах устраивали поминальную трапезу с раскладыванием на могилах яиц, окрашенных в желтый цвет, лепешек, блинов. Эти поминки назывались задушными, т. е. поминками, устроенными для душ умерших, которые, по поверью, бродили в семицкую неделю по земле, не находя себе пристанища», — пишет И. И. Шангина в книге «Русские праздники: от святок до святок».

«В задушные поминки, по старинному поверью, умершие вспоминают о своей жизни на земле, покидают могилы и бродят по кладбищам. Поэтому издревле существовал обычай во вторник нести на кладбище венки и березовые ветки и справлять на могилах задушные поминки. Ели, выпивали и оставляли на могилах 2-3 наполовину очищенных яйца и блины», — говорится в «Энциклопедии обрядов и обычаев» Составители: Брудная Л. И.Гуревич З. М. Дмитриева О. Л.».

Среда, 31 мая 2023 — Кривая

Среда на седьмой неделе после Пасхи называлась «Кривою». В Белоруссии, например, в этот день не сажали капусту, свеклу и другие семена. Считалось, что все посаженное в этот день может уродить кривым, мелким и червивым.

Среда, как и пятница в неделю перед Троицей – постный день. Разрешается рыба.

Четверг, 1 июня 2023 — Семик

Семик – основной день торжеств седмицы перед Троицей. О традициях девичьих гуляний в этот день говорилось выше. Это: завивание березки, кумление, общее застолье с яичницей, хороводы…

В Виленской губернии (сегодня — Литва) вечер Семка назывался «Пастушково свято». Пастухи в ночь на пятницу устраивают «балёк» — жгут костры, едят пироги, яичницу…

Суббота, 3 июня 2023 — Клечальная

Завершает Семицкую неделю Клечальная суббота. Название, возможно, происходит от слова «Клечаны», то есть деревья, или «Клечанье»- березки, ветки, цветы, которыми в эти праздники украшают церкви и дома. Этот день – проводы русалок.

Мужчины, для которых русалки представляют особую опасность, накануне специально запасались полынью и зарею (заря или зоря — целебная трава — любисток, любиста, любим) как предохранительными средством от обольщения.

«В этот же день усмиряют Водяного, который одинокий, покинутый русалками, начинал гневаться и «шалить» — поднимал бурную воду, портил мельницы и разгонял рыбу. Чтобы усмирить Водяного, по берегам раскладывали костры и пели песни», — говорится в «Энциклопедии обрядов и обычаев. Составители: Брудная Л. И.Гуревич З. М. Дмитриева О. Л»

У всех славян суббота накануне Троицы — традиционный день поминовения умерших. Есть обычай посещать в этот день родные могилы, служить молебны, ставить поминальные свечи.

Что делали в неделю перед Троицей на полях

Алексей Ермолов в книге «Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах» приводит следующие данные:

«В седьмую неделю после Пасхи в южных губерниях сеют коноплю. Землю при этом надо непременно забороновать в самый день посева и потом в уже больше в этот день не работать. В Семицкий четверг или в Троицкую субботу сеют ячмень и ранний лен».

Пословицы о Семике

Пословицы часто указывают на связь праздников Масленицы, Семика или Троицы.

  • «Честная Масленица в гости Семик звала»,
  • «Масленица, Семикова племянница»,
  • «Звал, позывал честный Семик широкую Масленицу к себе погулять»,
  • «Семик на ветвях, а Троица на цветах»,
  • «Накануне семика проучил прасол мясника, а на самый семик – прасола мясник» (Прасолами называли торговцев скотом),
  • «Семик – русаличин и мавский Великдень».

Реклама