День пророка Иеремии 14 мая 2023: как с пользой провести праздник, приметы и традиции

Календарь

На 14 мая в церковном календаре выпадает важная дата — день пророка Иеремии. В народе этот праздник называют Еремей-Запрягальник или Запашник, Засеватель. Есть и еще одно название – «Гуленый» день. С этой датой связано много примет и традиций. Как провести его с пользой?

Праздник 14 мая в церковном календаре

14 мая /1 мая по старому стилю/ в православии вспоминают пророка Иеремию — одного из четырех великих ветхозаветных пророков.

Святой пророк Иеремия жил за 600 лет до Рождества Христова. Он обличал иудеев за грехи, предрекая им бедствия. Иеремию посадили в темницу, а его пророчество сбылось: пришел Навуходоносор, разграбил и разрушил Иерусалим. Иеремия остался на развалинах Иерусалима и оплакивал бедствия своего отечества.

Когда евреи бежали в Египет, то насильственно увели Иеремию. Там он продолжил пророчествовать, и когда очередное предсказание вновь не понравилось согражданам, то они забили Иеремию камнями. А пророчество вновь сбылось…

В пророческих речах Иеремия призывал народ к покаянию и предсказывал грядущие народные бедствия.

14 мая в народном календаре

На Руси в народе пророка Иеремию называли Еремей. Считается, что это имя оказалось созвучно с названием ярма – хомута для упряжки рабочего рогатого скота. А если учесть весеннее положение даты в календаре, то есть попадание на период, когда крестьяне работали на полях, то нетрудно понять, как ветхозаветный Иеремия стал на Руси Еремеем-Запрягальником (Яремником). В это время завершалась пахота и начинался сев.

Реклама

Что надо делать 14 мая

В день пророка Иеремии крестьяне окропляли свои земледельческие орудия богоявленскою (крещенскою) водой и молились этому угоднику о содействии в предстоящих трудах.

«В старину <…> прихаживали в церковь, служивали молебны св. пророку Иеремии и потом выходили в посев. Вступая в поле, засевалыщики молятся на все три стороны, кроме северной, бросают на каждую сторону по горсти жита, с низкими поклонами, и потом уже засевают», — пишет Иван Петрович Сахаров в книге «Сказания русского народа».

Впрочем, начало посевных работ с этого дня не было догмой. Все же крестьяне ориентировались на погоду. Часто посевную делили на части. «Сей неделю после Егорья (6 мая), да другую сей после Иеремия», — говорили на Руси.

Но считалось, что в этот день сам пророк Иеремия запрягает на небе свою колесницу и засевает хлеб, и особенно помогает земледельцам, обращающимся к нему с молитвой о помощи. «Овес сея, проси Еремея!» — говорили в старину.

Завершается сев на другой день Еремея – 31 мая (Мч. Ермия). В связи с этим говорили: «На Еремея (1 мая ст. ст.) подними сетево и на Еремея (31 мая ст. ст.) опусти сетево».

В Пензенской губернии считали, что после Еремея нельзя сеять горох: «Горох сеять после пророка Еремии – червей кормить».

Гуленый день

Можно встретить и такое название этой даты. Оно связано с тем, что 14 мая — это 1 мая по старому стилю. А в первый день мая проводились народные гуляния.

Впрочем, этнографы говорят, что первомайские праздники на Руси появились только во времена Петра Первого.

«Первомайский весенний праздник — чужестранный гость на хлебосольной Руси: занесли его к нам петровские времена», — пишет Аполлон Коринфский в книге «Народная Русь».

В Немецкой Слободе в этот день строились «немецкие столы» и разбивались «немецкие станы». Россияне переняли пришедшуюся им по душе весеннюю гулянку.

«Стала она сперва школьным праздником, а потом и «народно-городским». В настоящее время и в деревнях веселится-гуляет молодежь, на свой, русский, лад справляя немецкое «первое мая» — на весеннем зеленеющем приволье-раздольице», — писал Аполлон Коринфский в 1901 году.

Этот день считался третьей и последней встречей весны – пролетье.

Поговорки на день Еремея

«С Еремея-запрягальника запрягай коня в соху, выезжай в поле, подымай сетево (лукошко с семенами)!»

«На первую майскую росу (утреннюю) бросай первую горсть яровины на полосу!»

Погодные приметы на 14 мая

С днем Еремея 14 мая связаны народные приметы.

  • Ведро на Еремеев день — хороша хлебная уборка, ненастье — всю зиму будешь его помнить да маяться!
  • На Еремея погоже, то и уборка хлеба пригожа.
  • На Еремея погоже — уборка хороша.
  • На Еремея непогодь — всю зиму промаешься.
  • Если накануне Еремея солнце взошло ясно, то быть и всему лету ясному и ведринному.

Как сеяли на Руси в старину

Засев полей производится более или менее со священными обрядами. В юго-западной части России священники окропляют водою поля и благословляют земледельца на посев.

Малороссиянин говорит при посеве: «Роды, Боже, овес, ячмень и гречку, хоть всего по тришечку; роды, Боже, лен и коноплю на весь христианский мир».

Сеяли сначала преимущественно тем зерном, которое сохранилось от зимних праздников, когда дети ходили по домам поздравлять хозяев и посыпали зерном.

В некоторых местах России мужик засевает первоначально ржаной просвирою, той самой, которую он получил в день Благовещения, пишет А. В. Терещенко в книге «Быт русского народа».

Поговорки по посеве

О посеве овса и другого ярового хлеба поселяне сохранили свои наблюдения в поговорках.

  • Раннее яровое сей, когда вода сольет, а позднее, когда цвет калины будет в кругу.
  • Лягушка квачет, овес скачет.
  • Когда на дороге грязь, тогда овес князь.
  • Овес сквозь лапоть прорастает.
  • Яровой хлеб сей с одышкой и поглядкой.
  • Рожь говорит: сей меня в золу, да в пору; а овес говорит: топчи меня в грязь, а я буду князь.
  • Сей овес хоть в воду, да в пору.
  • Сей и холь яровое в мае, так будет зимой добро.

Реклама